Posted 10 марта 2021,, 06:45

Published 10 марта 2021,, 06:45

Modified 7 марта, 13:49

Updated 7 марта, 13:49

Владимир Потанин: "Будучи идеалистом, я еще мечтаю о счастье для всех"

Владимир Потанин: "Будучи идеалистом, я еще мечтаю о счастье для всех"

10 марта 2021, 06:45
В последние годы, если не считать ситуативных комментариев, российские предприниматели из первой десятки "Форбса" практически не дают развернутых интервью, из которых можно понять не только уровень капитализации их предприятий и бизнесов, но и мировоззренческие позиции.
Сюжет
Деньги

Иван Петровский

Возможно, что специфика православного телеканала, на котором обращение к духовным и вечным ценностям не выглядит натужно, и привлекла Потанина. Интервью очень любопытно и очень неожиданно. Мало кто решается говорить с нашими олигархами не о бизнесе, не об экономике, не о политике, в конце концов, а о смысле жизни, о глубинных личностных процессах, об осознании собственного «я» в этом мире. Владимир Легойда попытался вывести Владимира Потанина на разговор о том, о чем с людьми уровня Потанина никто никогда и не пытается говорить. Как-то априори считается, что они не про это. И неожиданно мы увидели совсем другого Потанина. Думающего, сомневающегося, верящего и верующего. Не идеального. Но живого. И хочется верить – настоящего.

Смысловой уровень интервью был задан уже в дебюте, где с первых слов выясняется, что гость студии - "человек, мечтающий о счастье для себя, для близких, да для всех". И в достижении этой мечты Потанин и видит смысл своей жизни.

Столь высокая планка естественным образом подразумевает наличие веры и миссии. Веры в то, что твоя деятельность (не обязательно в бизнесе, но в любой другой сфере) обязана приносить пользу людям, и "чем шире круг людей, которых бизнесмен охватит своей заботой, тем лучше".

Да, такая трактовка расходится со стереотипом о том, что главная цель бизнеса - получение дохода, и ничего больше. И Потанин вовсе не осуждает сторонников "чистого" предпринимательства. Тем более что в молодости, на излете 80-х и в 90-х годах, и сам ..." думал только о том, чтобы обеспечить достаток своей семьи".

Однако со временем мир поменялся. Сегодня хороший бизнесмен – это не тот, кто только создает рабочие места и платит налоги, уже нужно, чтобы еще он нес то, что сейчас модно называть социальной ответственностью. А эта категория относится к вопросам веры, миссии и смысла жизни.

Истинность этого легко проверяется на детях, считает Потанин.

У меня даже с детьми такой критерий есть, когда они меня что-нибудь спрашивают: «чем, пап, там занимаешься?» и прочее, я вот себя поймал на мысли о том, что если ты можешь им объяснить, чем ты занимаешься, значит, ты чем-то нормальным занимаешься, если ты им не можешь объяснить, значит, это что-то такое, что людям не нужно, не интересно и сочувствия здесь не найдешь.

Но если думать об общественной пользе бизнеса – значит внутренне отказаться от того, чтобы считать все накопленные блага и ресурсы только своим личным достоянием. И номер 1 российского списка «Форбс» неожиданно прямо говорит об этом в интервью: «Вообще слушайте, человек живет, сколько ему отведено, это мгновение в истории человечества, в истории планеты, мира, и поэтому в этой жизни человек должен верить, что в этом есть какой-то смысл. Похоже, что вообще все, чем мы живем и что мы пытаемся обрести – это в каком-то смысле нам дано и относиться к этому, как к своей собственности не в юридическом, а в морально-психологическом плане мне кажется, это тупик. Нам это дано для того, чтобы мы этим распорядились правильно, и я пытаюсь найти, как этим правильно распорядиться».

Потанин известен не только как глава «Норильского никеля», но и как меценат и основатель собственного благотворительного фонда. Помогает он действительно много, но не сильно распространяется на эту тему в интервью. Ведь это, по его мнению, «просто жест нормального человека – отдать, поделиться и облагородить среду вокруг себя», ибо "кому много дано, с того большой спрос".

Но все же – как современному бизнесмену «правильно» распорядиться своими ресурсами? Так называемые «вертолетные деньги» - если просто раздавать их нуждающимся, ситуацию не изменят. Бесконечно гнать вверх заработную плату, снижая эффективность производства – тоже тупик. Потанин видит для себя такой рецепт:

«Сделать людей, как это сейчас модно говорить, бенефициарами, то есть чтобы они могли воспользоваться плодами работы всего предприятия. И мы начали это с того, что стали большие и большие деньги отчислять на социальные программы, на обучение, на реконструкцию жилья, на переселение людей на материк и так далее. Но похоже, что этого недостаточно, поэтому для меня сейчас большая дилемма, как, если я правда декларирую, что меня это беспокоит, если я правда человек, который хотел бы повернуться лицом к своим работникам, к простым людям, то что я могу для этого сделать?»

И вот мысль моя идет в том направлении, что нужно сделать их тоже частью получателей успеха предприятия. Как это сделать, это, как говорится, уже техника, я наверняка найду такой способ, просто эта мысль, она вот сейчас для меня больше всего актуальна и меня больше всего будоражит, с точки зрения моего внутреннего восприятия. - говорит Потанин.

Интересна реакция Потанина на вопрос ведущего о нашумевшей аварии в Норильске. "Любой нормальный человек, когда с ним случается такое, даже если это он не сам открыл кран и пролил, ну конечно, чувство вины. - говорит Потанин. - Причем оно такое очень, знаете, такое многогранное получается, то есть это ощущение вины перед природой, ну что, вылил, перед людьми, потому что неудобно, с другой стороны, злость на то, что там не выполняют люди то, что они должны выполнять…"

И ведь не просто же говорили об угрозах! На промышленную безопасность за пять лет "Норникель" сто миллиардов рублей вложил.

"И вот появляется злость на то, почему же люди не слышат, почему они допускают, почему здесь небрежность, почему здесь халатность? Тогда начинается уже такая рефлексия, что они тебя не слушают, может быть, может, ты просто не годишься для этой работы. Но я стараюсь эти мысли гнать, потому что это вот как раз слабость, потому что если не ты, то кто? Значит, надо сделать".

Кстати, шквал критики в свой адрес бизнесмена не обескураживает, а лишь подхлестывает его решимость самому исправить все «косяки»: «Я пока себя ощущаю человеком, который что-то еще может сделать, от которого еще может быть какая-то польза, поэтому я стараюсь не обращать внимания на такую неконструктивную критику, а двигаться вперед и я этим неконструктивным критикам их порыв злобный прощаю».

Итак, подведем итоги: какого Владимира Потанина мы видим по просмотру интервью.

Во-первых, увидели и послушали человека и бизнесмена, которому совсем не наплевать на общественное мнение. Наоборот, Потанин желает показать себя частью социума, страны и народа. В отличие от "коллег по цеху миллиардеров", иные из которые закуклились в своих дворцах, стометровых яхтах и личных самолетах.

Во-вторых, Потанин не пытается снять с себя ответственность за былые промахи и неудачи – как в семейной жизни, так и в бизнесе. Мало того, в интервью можно увидеть немало примеров того, сколько критически бизнесмен относится к самому себе, и как глубоко переосмысливает собственную жизнь.

Наконец, Потанин знает реальную цену богатства, власти и собственных возможностей. Никакие материальные блага, которые используются только и исключительно в личных целях, не дадут желаемого счастья и душевного спокойствия.

И как бы мы критически не относились порой к бизнесу, подобное переосмысление и попытка сделать шаг навстречу обществу – явно хороший симптом.

"