Posted 22 июля 2019,, 18:55

Published 22 июля 2019,, 18:55

Modified 7 марта, 15:33

Updated 7 марта, 15:33

По родству души: корейские «Паразиты» стали нам как родные

22 июля 2019, 18:55
Диляра Тасбулатова
Фильм Пон Чжун Хо не только победил в Каннах, но и с триумфом прокатился по России

…Кого не спроси, все в восторге: во дает, говорят, этот молодой кореец. Смешной, говорят, фильм, но и страшный тоже.

И как похоже на нас, говорят…

Кто не знает, о чем речь, поясню: Пон Чжун Хо , южно-корейский режиссер, молодой да ранний, рассказал трагикомическую историю о том, как некие Паки, бедняки, околпачили неких Кимов, богачей, всей своей семейкой пристроившись к ним обслугой. Мамаша – домработницей, дочка – занявшись «арт-терапией» для нервенного подростка, папаша – шофером, а сынок – репетитором английского для дочки Кимов.

Разумеется, от Кимов тщательно скрывается, что все они ближайшие родственники; кроме того, Пакам пришлось избавиться – ну, всякими хитроумными способами, весьма изобретательными, - от другой обслуги.

Такой вот сюжет.

Очень похожий на наш, отечественный: тут одна девушка, домработница у богатых на Рублевке, рассказывала мне нечто схожее. Как обслуга борется за место «под солнцем», как - чтобы выиграть «тендер», желающих пруд пруди, - нужно стараться, ежедневно начищая до блеска дом размером в 1200 метров и накрывая стол чуть ли не на золоте. Причем уже к семи утра, вставая каждый божий день в пять. Там еще и полагается… униформа.

Боже праведный.

Другая девушка поведала мне о каком-то «аллергенном» типе, несметно богатом, но с фобией пыли: устав вытирать ее ежесекундно, девушка в конце концов взяла да уволилась. Хотя жрать уже было совсем нечего…

Обе рассказывали, как обслуга стучит друг на друга, буквально ползая на коленях перед хозяевами, ради зарплаты в тысячу долларов подставляя друг друга, без конца подличая и беспрерывно унижаясь.

Я слушала с огромным интересом: как раз перед Каннским фестивалем мне рассказали в подробностях о быте богатеев и кознях обслуги.

Мда...

Что тут скажешь?

Сюжет универсальный, чего уж там: но там, где Шаброль (в «Церемонии») или Лоузи (в «Слуге») изобличают и правящий класс, и маргиналов с европейской серьезностью и социальным пафосом, Чжун Хо, не изменяя своей дурашливой манере, веселится и иронизирует. Хотя радоваться, разумеется, тут особо нечему: и те, и другие, Кимы и Паки, - по сути, омерзительные существа.

Ну, примерно как хозяйка с Рублевки и ее обслуга: и те, и другие стоят друг друга.

Недаром Ларс фон Триер в «Мандерлее» припечатал рабство как свойство человека в принципе: рабство, разумеется, портит и рабов, и хозяев. И – припечатывает беспощадный Триер - рабство свойственно нам от природы. Наше, так сказать, онтологическое свойство. Соприродное нам.

Наверно, поэтому – несмотря на то, что фильм корейский (а Россия все-таки страна, чего уж там греха таить, - ксенофобская, архаичная в массе своей), «Паразиты» так громко прозвучали на наших просторах. Не помешал даже разрез глаз героев.

Тут, видимо, сыграл свою роль феномен узнавания: современное российское общество еще похлеще, чем корейское, раздел между богатыми и бедными у нас еще фатальнее.

Ну, чего вы хотите - если все богатство страны сосредоточено в руках двух процентов.

«Новым бедным», к тому же стремительно нищающим, остается лишь с замиранием сердца и мечтательным выражением лица слушать рассказы о новых богатых: оттого и глянцевые журнальчики, какие сиськи себе вновь пришила Семенович и какой ремонт забабахала Волочкова, пользуются таким спросом. Я не далее как сегодня прочла, к примеру сказать, чуть ли не в топ-новостях, первой строкой, что там таится на дне … сумки какой-то «звезды». О которой, разумеется, из приличных граждан никто и слыхом не слыхивал. Новость дня, ага: содержимое сумки очередной содержанки.

Да и сама сумка, видимо, - не просто сумка, а предмет почти сакральный: астрономическая стоимость «аксессуаров» и побрякушек нашей правящей «элиты» приводит в неистовство девиц из провинции.

«Верх» и «низ» социального лифта и в «Паразитах» обозначен весьма наглядно: Паки живут на горе, в красивом доме, шедевре, так сказать, современной архитектурно-инженерной мысли, откуда открывается красивый вид; Кимы – в грязном подвале, часто затапливаемом, с окном на уровне тротуара. К тому же – фильм как раз начинается с этого – какие-то алкаши все время справляют нужду прямо около их окна.

Прямо как в России: ужасающие фото гетто, разрушающихся домов с текущим потолком, где не было ремонта буквально сто лет, и – элитные квартиры, за ремонт которых фирмы берут «всего» миллионов десять.

Правда, и в доме Паков есть подвал: здесь он, как и следовало ожидать, не только техническое помещение, но и средоточие «бесов». Если напрячься, как это любят делать умствующие кинокритики, - то, видимо, это и есть «подсознание», темная сторона личности.

Надстройка и базис.

Темное и светлое.

Подвал и верхний этаж.

Тут я могла бы отослать вас к «Подвалам», фильму австрияка Зайдля, самого, наверно, сейчас радикального автора: там у него в этих подвалах такое творится, мама не горюй. Хотя фильм никакой не гиньоль, а, скорее злая социальная сатира на соотечественников.

Правда, Пон Чжун Хо снял более универсальную картину: его паразиты, в кавычках и без, могут встретиться всюду. «Паразиты» Зайдля – чисто австрийские обыватели: он считает, что - как когда-то сказал немецкий писатель Кристиан Крахт - в «каждом немолодом немце сидит наци». Зайдль идет еще дальше – по его мнению, наци сидит и в молодом, и в немолодом, в общем, в любом – австрийце.

За что, кстати, его искренно ненавидят на родине.

Не думаю, что Пон Чжун Хо заслужит ненависть соотечественников, ибо он не гневается, как Зайдль, а пересмешничает – в особой манере корейского гиньоля, тотальной иронии и «стёба», свойственной этой кинематографии.

Ну, а любовь россиян он уже заслужил.

Почему, см. выше.

"