Posted 8 ноября 2015,, 21:00

Published 8 ноября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:30

Updated 8 марта, 03:30

Журналистика, которой больше нет

Журналистика, которой больше нет

8 ноября 2015, 21:00
Книга Дмитрия Лиханова «Жанры жизни» вышла в московском издательстве «Вече», оформил ее известный московский художник Аркадий Бабич. Издание было представлено на Московской международной книжной ярмарке и уже поступило в книжные магазины страны.

Той, так называемой перестроечной, журналистики уже больше никогда не будет. Не будет той команды и тех людей, но самое главное – не будет того времени, когда журналистика воспринималась населением одной шестой планеты как оселок правды, как источник свежего воздуха и даже оружие в борьбе за собственное человеческое достоинство. В ту пору по публикациям в прессе принимались правительственные решения, восстанавливалась историческая и нравственная справедливость, шли общественные дискуссии, собиравшие (сегодня в это почти невозможно поверить) целые стадионы внимательных слушателей.

Дмитрий Лиханов – как раз человек из той обоймы, наконец, по прошествии многих лет собрал воедино все свои журналистские публикации, чтобы издать их отдельной книгой. «Жанры жизни» называется эта книга, в которой собраны все его публикации, начиная с 1985 года и по сегодняшний день. И публикаций этих, уже после отсева и безжалостных фильтров, набралось почти на 600 страниц.

Если верить Википедии, Лиханов был одним из основателей жанра журналистских расследований. Следует добавить, что жанр этот зародился в «Огоньке» после его резонансных публикаций по «делу Мосторга» и «Узбекскому делу». В книге впервые публикуется материал, который перепечатывался во многих зарубежных изданиях, хотя готовился для «Огонька», но так и не увидел свет, поскольку был запрещен идеологическим отделом ЦК КПСС. Историю этого текста и его запрета Дмитрий Лиханов впервые представляет российскому читателю.

Но настоящими шедеврами с уверенностью можно назвать публикации в первом частном советском издании – газете «Совершенно секретно», которую автор вместе с Юлианом Семеновым, Евгением Додолевым и Артемом Боровиком создавали в конце восьмидесятых.

Именно тогда появилось его расследование о «Деле сержанта Лоунтри», которое американский Госдеп сравнил по своему ущербу с захватом американских заложников в Тегеране. Именно тогда увидело свет расследование о покушении КГБ на Александра Солженицына в Новочеркасске, произошедшем в конце семидесятых годов. После «Совершенно секретно» оно было опубликовано практически во всех европейских изданиях, как и история о публичной казни солдата в одной из воинских частей Белоруссии.

Появление публикаций таких острых по эмоциональному накалу и безжалостности фактов сегодня практически исключено по причинам ужесточения Уголовного и Административного кодексов и давления, в том числе экономического, на каналы распространения печатных и электронных СМИ. Тем ценнее нам вновь вспомнить о том, какая журналистика в нашей стране существовала всего 20 лет назад. И каким потенциалом, воздействием на умы соотечественников обладала.

Вместе с тем в книге есть и публикации совсем иного жанра: эссе, социальные репортажи, очерки и интервью не менее, а в иных случаях и более актуальных сегодня, нежели политические и криминальные артефакты ушедших эпох.

Предисловие к книге написали мэтры современной журналистики, среди которых президент факультета журналистики МГУ Ясен Засурский, итальянский публицист и общественный деятель Джульетто Кьеза и шеф московского бюро испанской национальной газеты El Pais Пилар Бонэ. Все они – журналисты с мировой репутацией. И тем приятнее, что оба оценивают творчество нашего соотечественника без политической ангажированности, а, как говорится, по гамбургскому счету, называя его труды ценнейшим документом эпохи и журналистикой высшего пилотажа.

"