Posted 11 сентября 2013,, 20:00

Published 11 сентября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:47

Updated 8 марта, 04:47

Государство сыграет в монополию

Государство сыграет в монополию

11 сентября 2013, 20:00
Федеральная антимонопольная служба рассчитывает с 2014 года получить право блокировать создание новых госкомпаний. Об этом сообщил вчера глава ведомства Игорь Артемьев.По словам чиновника, соответствующие поправки, одобренные комиссией по развитию конкуренции малого бизнеса, будут внесены в законодательство о конкуренц

Судя по словам Артемьева, которые приводят информагентства, новых госкомпаний в ближайшем будущем вообще не появится. Единственное исключение будет сделано для предприятия ВПК – в этой отрасли, по мнению чиновников, государства много не бывает. Также не будет вводиться прямой запрет на создание ГУПов и МУПов, хотя ФАС уже пообещал разделаться с подобными образованиями.

Необходимо понимать критерии, на основании которых ФАС будет одобрять или нет создание новой госкомпании, замечает директор Института стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании «ФБК» Игорь Николаев. Тогда можно будет судить, насколько полезным для экономики будет этот закон. «Но вообще меня эта инициатива несколько настораживает, – отметил специалист. – Государства в нашей экономике, безусловно, много. Но проблема этого государственного присутствия не в том, что его формально много в виде госпредприятий, а в том, что наши частные компании являются зачастую квазичастными. Они без государства не очень-то и самостоятельны. Вот на это ФАС нужно обращать внимание. Чтобы государства реально, а не формально было меньше в экономике. А так ФАС сможет отчитаться, как оно борется с избыточным государственным присутствием, но проблема останется».

Сложно сказать, как новый закон будет работать на практике, замечает председатель президиума Ассоциации молодых предпринимателей России Роман Терехин. Как правило, решение о создании той или иной госкомпании исходит от правительства или президента, а по итогам рассмотрения этой инициативы принимается закон, подписываемый главой государства. В то же время ФАС является органом, который подконтролен правительству. «Получается, что антимонопольщики будут давать заключения по вопросам создания госкомпании, которые ставятся их же начальством», – удивляется г-н Терехин.

Новые госкомпании появляться не будут, но старые будут только расширяться, поглощая частный бизнес, развивает тему старший научный сотрудник Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Сергей Жаворонков. Примеров достаточно: Tele2, ТНК-BP, «Тройка Диалог». «У нас госкомпании участвуют даже в приватизационных процедурах, что является нонсенсом: государство продает собственность, а покупателем выступает государственная компания», – замечает эксперт.

Также г-н Жаворонков напоминает, что ФАС обладает сверхполномочиями в сфере госзакупок. Служба во внесудебном порядке может отменить любую госзакупку по обращению одной из сторон и часто этим пользуется. Но проблема в том, что, как правило, ФАС отменяет госзакупки довольно «низкого» уровня, а монополии практически не контролирует.

Проблема не в том, что в России слишком много госкомпаний, а в том, что среди них много неэффективных, считает директор Института анализа предприятий и рынков ВШЭ Андрей Яковлев. При этом такие госкомпании зачастую «держатся на плаву» только благодаря личным связям их руководителей с власть имущими.

«Есть страны, в которых госкомпании вполне себе эффективны. Например, норвежская Statoil – аналог наших «Газпрома» и Роснефти вместе взятых, – поясняет собеседник «НИ». – Дело не в формальном статусе – частная компания или государственная. У нас в России было довольно много частных олигархических компаний, которые сами у себя занимались выводом активов. Дело в системе стимулов для собственников и менеджеров госкомпаний и частных компаний. Если эта система прозрачная, направленная на долгосрочное развитие, а не на краткосрочное извлечение доходов, тогда могут развиваться предприятия с разной формой собственности».

Тем не менее, преграда для чрезмерного увеличения госсектора необходима, замечает Роман Терехин. Это касается, например, топливно-энергетического комплекса или индустрии перевозок, показывающих крайне низкую эффективность. Прибыль и дивиденды госкомпаний невелики, а расходы огромны. «Учитывая существенное влияние на рынок и конкурентные преимущества, госкомпании не дают развиваться более эффективным частным предприятиям. Поэтому предложение могло бы послужить на пользу защите конкуренции при условии более независимого характера принятия решений антимонопольной службой», – полагает г-н Терехин.

Сама идея решать все крупные проблемы в экономике с помощью госкорпораций является пережитком советского прошлого, напоминает первый вице-президент Российского Клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. В СССР по всякой существенной проблеме, не имеющей очевидного решения, собирались комиссии, порождающие гору бюрократической волокиты, но очень медленно решающие саму проблему. «Это порочная практика, и если мы заинтересованы в развитии крупного индустриального и информационного рынка в России, нам не стоит с помощью государства создавать некие искусственные столпы, изначально позиционируемые и финансируемые как лидеры соответствующих рынков. Пример такой раздутой и неэффективной госкорпорации – «Роснано», – говорит г-жа Касьянова.

Так или иначе, ФАС не будет занимать жесткую позицию, если создание новых компаний будет направлено на усиление стратегических позиций за рубежом, рассуждает президент инвестиционной компании «Финам» Владислав Кочетков. «Скорее, новый функционал службы будет связан со сдерживанием естественных монополий, многие из которых контролируются государством, а также с недопущением дальнейшего сокращения доли частного сектора в ВВП России. В итоге, идея, скорее, позитивна для экономики и конкуренции», – считает эксперт.

"