СЛОВО И ДЕЛО: КАК ГУБЕРНАТОРЫ ВЫПОЛНЯЮТ ПРЕДВЫБОРНЫЕ ОБЕЩАНИЯ
Кто-то засиживается в губернаторском кресле на долгие десятилетия, кто-то уходит, оставляя своё место для такого же непонятного и безынициативного наследника. «НИ» уже писали о том, что люди давно привыкли к факту, что губернатор – это некая формальность, от которой мало что зависит. Однако многие эксперты заговорили о том, что теперь подобная неопределённость может остаться в прошлом: Владимир Путин подписал указ, в котором содержится 15 пунктов для оценки работы губернаторов.
СЛОВО И ДЕЛО: КАК ГУБЕРНАТОРЫ ВЫПОЛНЯЮТ ПРЕДВЫБОРНЫЕ ОБЕЩАНИЯ
Кто-то засиживается в губернаторском кресле на долгие десятилетия, кто-то уходит, оставляя своё место для такого же непонятного и безынициативного наследника. «НИ» уже писали о том, что люди давно привыкли к факту, что губернатор – это некая формальность, от которой мало что зависит. Однако многие эксперты заговорили о том, что теперь подобная неопределённость может остаться в прошлом: Владимир Путин подписал указ, в котором содержится 15 пунктов для оценки работы губернаторов.
Новые критерии оценки губернаторов
  1. Уровень доверия к власти.
  2. Количество высокопроизводительных мест во внебюджетном секторе.
  3. Численность СМП и индивидуальных предпринимателей.
  4. Производительность труда в несырьевых секторах.
  5. Уровень реальной зарплаты.
  6. Объем инвестиций в основной капитал (кроме федеральных проектов).
  7. Уровень бедности.
  8. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении.
  9. Естественный прирост населения.
  10. Количество семей, улучшивших жилищные условия.
  11. Уровень доступности жилья.
  12. Доля городов с благоприятной средой.
  13. Качество окружающей среды.
  14. Уровень образования.
  15. Доля автомобильных дорог, соответствующих нормативам.
Правда, какие-то результаты такой оценки появятся ещё не скоро: не все методики придуманы и утверждены. Да и мотивация руководителей регионов оказалась под большим вопросом: ведь наказания за плохие оценки нет, а вот поощрение отличников может и не впечатлить. «НИ» выяснили мнения экспертов на этот счет.
Комментарии экспертов
«Обмани, но останься» - девиз губернаторских предвыборных компаний
Пока же методики прорабатываются, утверждаются, расходятся по регионам, и «перевариваются» их главами, «Новые Известия» собрали одни из самых ярких примеров невыполненных обещаний губернаторов, которые победили на выборах в сентябре 2018 года. Эксперты сходятся во мнении о том, что, когда нет чётких критериев, что такое хорошо, и что такое плохо, остаётся только смотреть, выполняет ли глава региона свои собственные показатели, озвученные в обещаниях.

Александр Асафов
«Время изменилось, поэтому те, кто идёт на выборы, стараются не произносить необдуманных речей. Интернет помнит всё, за эти вещи приходится отчитываться. Но Некоторые представители власти действуют по старинке, как Жириновский, который обещал «каждой бабе по мужику» или «вымыть сапоги в Индийском океане».
А вот губернаторы Магаданской, Московской и Псковской областей постарались не накапливать невыполненные предвыборные обещания. Однако это вовсе не означает высокий уровень ответственности за свои слова. Просто тактика предвыборной гонки отличается. Так, Сергей Носов в Магаданской области старался вообще не делать обещаний. Логично: не ошибается тот, кто ничего не делает. Андрей Воробьёв в Подмосковье сконцентрировался на небольших обещаниях, исполнение которых не требовало серьёзных перемен, а его более громкие заявления про заводы и рабочие места озвучивались, но, по сути, и не были обещаниями - он рассказывал о том, что уже делается. Воробьёв вообще очень аккуратно относится к формулировкам. Андрей Травников в Новосибирской области сконцентрировался на небольшой территории самого Новосибирска, а Михаил Ведерников в Псковской области постарался реализовать наиболее выигрышную тактику: давать минимум обещаний и только те, в выполнении которых уверен.

К сожалению, для подавляющего большинства руководителей наших регионов давать обещания и выполнять их – совсем не одно и то же. Тем более, что люди давно привыкли к такой практике и не воспринимают невыполненные обещания как что-то уникальное и неправильное.
Изменится ли что-то в ближайшее время? Эксперты сомневаются. Когда самое сильное наказание для губернатора – это отсутствие поощрения, то на первый план выходит принцип, заданный ещё Уинстоном Черчиллем: «Политик должен уметь предсказать, что произойдет завтра, через неделю, через месяц и через год. А потом объяснить, почему этого не произошло». Выполнение обещаний не важно, если можно объяснить, почему оно не выполнено. Правда, есть эксперты, полагающие, что грешат этим исключительно оппозиционные силы:

Олег Матвейчев
«Вообще власть старается выполнять обещания, которые даёт перед выборами и крайне негативно относится к популизму. Надо ввести закон против популизма, чтобы оппозиция не дурачила народ. Невыполненные обещания в основном от оппозиционных депутатов».

Есть и те, кто полагает, что дело не в обещаниях, а в соотношении «кнута» и «пряника».

Алексей Мухин, политолог
«Традиции выполнения обещаний у нас есть. Вот только возможностей у губернаторов нет. Финансирование регионов запутано и не в пользу регионов. Невыполненные обещания — это политическое самоубийство. Не думаю, что верховные власти у нас похожи на самоубийц. Чтобы все обещания выполнялись нужен очень большой кнут и очень большой пряник: полноценное финансирование и уголовная ответственность с конфискацией имущества за невыполненную работу».

Однако большинство специалистов, все ж, склонны к большему скепсису.

Юлий Нисневич, политолог, доктор политических наук
«Прежде всего, должны быть выборы, а не имитация выборов. Потому что, когда человеку нужно будет переизбираться, он будет серьёзнее относиться к обещаниям. А когда он понимает, что от того, выполнит он свои обещания или не выполнит, мало что зависит, он будет очень спокойно относиться к тому, что обещания свои не выполнил.

Этим предлогом (15 показателями) возможно будет пользоваться для увольнения. Губернаторов. Этого я не исключаю. Другой вопрос, насколько это будет соответствовать реально тому, что их надо убирать. Возможно, это будет использоваться для внутренних разборок. Надо их пожалеть, потому что на губернаторов вешают кучу обязательств. Не всё, что от них требуют, они реально могут выполнить. Вот в чём серьёзная проблема. Вопрос, насколько они могут выполнить свои предвыборные обещания, мягко говоря, зависит не только от них».


Дмитрий Орешкин
«В регионах на выполнение обещаний вообще не обращают внимания. Обращают внимание, когда пять тысяч рублей пенсионерам заплатили к Новому году перед выборами президента. Это люди заметили и были благодарны. А все эти слова, обещания «повысим долю чугуна и стали» никому не интересны. Губернаторы же чрезвычайно серьёзно к этому относятся. Только надо понимать, перед кем у них ответственность. Не перед избирателями, а перед вышестоящими руководителями».