Posted 31 июля 2019,, 08:39

Published 31 июля 2019,, 08:39

Modified 7 марта, 15:56

Updated 7 марта, 15:56

Политолог: «Проблема регионов не в том, что у них остается мало денег»

Политолог: «Проблема регионов не в том, что у них остается мало денег»

31 июля 2019, 08:39
Никакой аномальной фискальной децентрализации в России нет, а проблемы регионов состоят в том, что они не представлены на федеральном уровне и центр навязывает им свои финансовые требования.
Сюжет
Бюджет

Анализ финансовой ситуации в России сделал в своем блоге политолог Илья Матвеев:

«Считается, что "центр и регионы гоняют деньги туда-сюда, надо оставлять больше денег в регионах".

В таблице - налоговые поступления в восьми федерациях-членах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития в которой состоят 36 государств мира, в большинстве своем европейские, - прим.ред) по уровню бюджетной системы. Я рассчитал те же данные для России за тот же 2016 год на основе статистики Федерального казначейства (чтобы сравнение было корректным, нужно было исключить неналоговые доходы и межбюджетные трансферты).

Получилось так: федеральный бюджет - 45%, региональные и местные бюджеты - 30%, страховые фонды - 25%. Другими словами, очень близко к средним значениям по ОЭСР: федеральный бюджет - 53%, региональные и местные бюджеты: 26%, страховые фонды - 21%. Из конкретных страх наиболее близкой к РФ является Америка. Значительно ниже российской доля федерального бюджета только в Германии с ее традиционной важностью страховых фондов и сверх-децентрализованной Швейцарии.

Что это означает? Никакой аномальной фискальной централизации в России нет. Доля центрального бюджета - примерно на уровне англосаксонских федераций (США, Канада) и ниже европейских (Австрия, Бельгия).

Проблема России не в том, что в регионах остается мало денег. Реальных проблем две:

1) субнациональный авторитаризм - население региона не влияет на то, как тратятся деньги,

2) выхолощенный федерализм - регионы не представлены на федеральном уровне, поэтому центр навязывает им требования (в том числе траты), зачастую не подкрепляя их своими деньгами (хотя это и противоречит Бюджетному кодексу).

Теперь более общее замечание. Фискальная децентрализация - это либеральное, а не левое требование. Чем меньше денег у центра, тем меньше возможностей для перераспределения от богатых регионов к бедным. Поэтому левые в РФ должны быть за сильный федеральный центр, просто с другими приоритетами - массивные вливания в региональную социалку, мощные федеральные программы поддержки науки, культуры, медицины и образования. Конечно, регионы должны быть самостоятельными и демократическими. Но без федеральных перераспределяющих усилий никакого прогресса не будет.

"