Posted 30 октября 2019,, 14:29

Published 30 октября 2019,, 14:29

Modified 7 марта, 15:39

Updated 7 марта, 15:39

Борис Усвяцов: «Дедовщина в российской армии была, но сейчас ушла в прошлое»

Борис Усвяцов: «Дедовщина в российской армии была, но сейчас ушла в прошлое»

30 октября 2019, 14:29
Трагедия в Забайкалье, когда рядовой Рамиль Шамсутдинов расстрелял 10 сослуживцев, восемь из которых погибли на месте, снова подняла вопрос о дедовщине в российской армии. Минобороны рапортует, что у рядового Шамсутдинова были психологические проблемы, но в самой части неуставных отношений не было.

"Новые Известия" побеседовали о случившемся с Борисом Усвяцовым, военным экспертом, кандидатом военных наук, профессором.

— Неуставные отношения – бич Российской армии, или подобные проблемы встречаются в армиях других стран?

— Трагедия, которая случилась в Забайкалье, не свойственна ни нашей армии, ни любой другой. Но такое может случиться на любом континенте, в любой армии. Причиной может быть и шизофрения, и неуравновешенность. Неуставные отношения в нашей армии были проблемой в прошлом веке, когда служба длилась два-три года. Сейчас мальчики служат год, и дедовщина ушла сама. Нет такого понятия. А контрактники, которые получают деньги, этим не страдают – иначе они немедленно лишатся своей службы, будут изгнаны в никуда. Проблемы с неуставными отношениями периодически возникали везде. Психика у молодого человека очень подвижна. Каждый воспринимает стрессы по-своему. Естественно, и в Западных вооружённых силах были с этим проблемы, это имело место и в странах НАТО.

Другое дело, что у нас это было вызвано тем, что страна многонациональная и многоконфессиональная. Неуставные отношения возникали не только в связи с разницей в продолжительности службы, но и по этническим признакам. В моей практике была история, когда один из служащих отказался есть плов, приготовленный со свиной тушёнкой. Оказалось, что он татарин, мусульманин, чего никто не знал до этого происшествия. Он отказался от приёма пищи, а его младший начальник возмутился. Пришлось разбираться. Выяснилось, что матрос-татарин не переносит запах свинины и демонстративно отказался есть. Именно эта демонстративность и привела к конфликту.

Или наши мальчики с Северного Кавказа – они отказываются делать уборку, так как воспринимают это как «женское, не мужское дело». А кто будет убирать места общественного пользования? На этой почве тоже возникают конфликты. Но всё это ушло в прошлое. Сейчас этого нет.

"