Posted 30 октября 2019,, 16:26

Published 30 октября 2019,, 16:26

Modified 7 марта, 15:39

Updated 7 марта, 15:39

Андрей Марголин: "Продовольственная безопасность — это еще и возможность купить"

Андрей Марголин: "Продовольственная безопасность — это еще и возможность купить"

30 октября 2019, 16:26
Фото: www.ranepa.ru
Минсельхоз сообщил, что Россия полностью обеспечивает себя основными видами питания и вышла на уровень продовольственной безопасности.

Андрей Марголин, проректор РАНХиГС, доктор экономических наук, профессор, в беседе с “НИ” пояснил, что для обеспечения продовольственной безопасности важно не только производить достаточное количество продукта, но и достичь условий, когда население сможет купить произведенные товары:

"То, что Россия может сама себя прокормить — это действительно так. Но все же, наверное, нужно учитывать, что еще не все цели достигнуты. Очень простой пример связан с животноводством. Если мы возьмем ситуацию по мясу птицы, по свинине и по говядине — это очень разные рынки. Если, скажем, по птицеводству у нас все хорошо, мы импортозаместились, причем с очень приличным качеством; по свинине инвестиционный цикл несколько длиннее, чем по птице, и там проблем тоже практически уже не осталось, то по говядине эти инвестиционные циклы длинные, и здесь нам есть над чем работать. Структура рынков такова, что каждый из них имеет свои особенности.

Понятно, что импортозамещение привело, например, к тому, что мы стали лидерами по экспорту зерна и, возможно, были бы еще более успешными, если бы экспортная инфраструктура портовая была адаптирована к нашим производственным возможностям — здесь нас еще ждут определенные инвестиции.

К тому же, когда мы говорим о продовольственной безопасности, она связана не только с возможностью что-либо произвести, но и с возможностью населения все это купить. Мы же понимаем, что у нас бедного населения достаточно, дифференциация доходов — избыточна, и поэтому значительная часть людей не имеет финансовой возможности воспользоваться плодами такого импортозамещения, просто должно быть экономическое развитие, которое будет связано с ростом реальных доходов населения, тогда ситуация будет еще лучше, потому что население обеспечит рынок качественным платежеспособным спросом, и мы сможем еще больше чего-нибудь интересного производить.

Что касается того, как нам помогли санкции, то мы же знаем, что у нас есть народная мудрость: “пока гром не грянет — мужик не перекрестится”. Конечно, если санкций нет, и есть возможность купить все за рубежом, так во многом и поступали. Если у нас санкции, то, конечно, нужно думать о собственном производстве — и в этом смысле какая-то ментальная эволюция произошла, и, конечно же, она очень полезна. Я все-таки хочу сказать, что у нас есть целый ряд проблем с селекцией семеноводства, которые прямо связаны с обеспечением продовольственной безопасности. Я бы все же воздержался от сверхоптимистичных констатаций и подумал бы о том, что у нас еще недостаточно сделано. В той же самой, например, сельской местности есть проблемы здравоохранения, много чего. Для того, чтобы отечественный агропромышленный комплекс был эффективным, нам, конечно, надо в него еще много инвестировать и развивать в том числе социальную сферу.

Что касается уровня качества отечественных продуктов, то не все они имеют достаточно высокий уровень. Например, каждое утро по Москва24, мы видим обзоры о том, как у нас выглядит с точки зрения качества самые разные продукты питания — молочные, мясные и т.д., и даже те бренды, которые распространены и в общем покупаются неплохо, получают отрицательные оценки. Поэтому проблема качества существует объективно и ее нужно решать. Что же касается хамона и пармезана, наверное, повторить их в чистом виде сложно, но, может быть, и не нужно — у нас есть свои неплохие колбасы и ветчины. В конце-концов бананы же мы не сможем производить все равно".

"