Posted 18 октября 2019,, 09:21

Published 18 октября 2019,, 09:21

Modified 7 марта, 15:19

Updated 7 марта, 15:19

Профессор Волчкова: "Импорт России нужен как никогда!"

Профессор Волчкова: "Импорт России нужен как никогда!"

18 октября 2019, 09:21
Сегодня ни одна страна в мире не производит целиком и полностью собственными силами высокотехнологичные продукты
Сюжет
Санкции

Очень интересные размышления, о том что такое импорт в современном мире, и почему объявленная властями страны в ответ на западные санкции политика импортозамещения обречена на провал, публикует профессор Российской экономической школы (РЭШ), директор по прикладным исследованиям центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) Наталья Волчкова:

«Импортозамещение в среде значительной части нашего правительства и широких слоев обывателей зачастую трактуется как замещение собственным конечным продуктом импортного, однако это история из периода ХХ или даже XIX века, сегодня мир совершенно другой.

Но понимание этого, к сожалению, доступно немногим членам нашего правительства, если они видят решение всех проблем лишь в такой форме импортозамещения. Импорт нам нужен. Его необходимо больше, чем мы имеем сейчас. Нам нужен широкий и разносторонний импорт, но не столько готовых изделий, сколько участие за счет этого импорта в международных технологических цепочках. Импортируя что-то, нам нужно перерабатывать это на своей территории, добавляя стоимость и увеличивая собственный ВВП, а затем уже экспортировать.

Мы же пытаемся импортозамещать для того, чтобы самостоятельно или с чьей-то помощью изготовить некий конечный продукт и продать его исключительно внутри России. Но наш рынок узок - 146 миллионов людей далеко не с самой высокой покупательной способностью в мире. Мировой рынок в этом смысле несоизмеримо более объемный и привлекательный. Именно благодаря ему и за счет него мы могли бы увеличивать масштабы своего производства. Сегодняшние высокие технологии очень дорогие. Для того чтобы окупить затраты на них, вы должны производить очень много. Например, ни один автомобильный завод сегодня не станет рентабельным, если он не будет производить как минимум 300 тысяч автомобилей в год, поэтому зацикленность на импортозамещении, обращенном исключительно вовнутрь, на конечный продукт в качестве заместителя импортного, любой ценой обречена на провал.

Две трети мировой торговли сегодня составляет продукция, произведенная в рамках международных цепочек добавленной стоимости. Тот же Китай не производит айфон с нуля. Он собирает его из компонентов, произведенных в разных странах и привезенных в КНР. Китай импортирует очень и очень много всего, дорабатывает, перерабатывает и выставляет на мировой рынок уже с лейблом Made in China. У нас же очень мало такого импорта и, соответственно, экспорта. У нас его должно быть намного больше.

Сегодня ни одна страна в мире не производит целиком и полностью собственными силами высокотехнологичные продукты. Такого нет. Эти технологии и продукты генерируют и производят транснациональные корпорации, работающие в самой широкой международной кооперации, поэтому мы не должны производить все от начала до конца, мы должны создавать кусочки того, что изготавливается в мире.

Наша задача - производить, например, не полностью свой самолет, а создавать важные элементы и детали в рамках международной кооперации по выпуску тех же Airbus и Boeing. Тогда наша авиационная промышленность будет процветать, потому что заказы выстроятся на десятилетия вперед и в большом объеме.

Мне кажется, наше правительство уже обожглось на тотализации импортозамещения. Оно это слово уже нечасто произносит и говорит об экспортной ориентации. В последнем послании Путина Федеральному Собранию не прозвучало слово "импортозамещение", там было развитие экспорта - значит, одной из основных задач у нас обозначено это направление и развитие международной кооперации...»

"