Posted 18 февраля 2020,, 11:52

Published 18 февраля 2020,, 11:52

Modified 7 марта, 15:09

Updated 7 марта, 15:09

Плоды "реформ": почему китайское здравоохранение спасовало перед вирусом

Плоды "реформ": почему китайское здравоохранение спасовало перед вирусом

18 февраля 2020, 11:52
Эпидемия коронавируса выявила области современной китайской медицины, которые нуждаются в срочном реформировании

Почему эпидемия коронавируса COVID-19 стала причиной глубокого кризиса в системе здравоохранения Китая, выясняет на сайте Московского Центра Карнеги китаист Александр Журавлев.

Число ее жертв уже превысило 1900 человек и это еще не предел. Несмотря на реформы, проблемы в китайской медицине остаются сложными: маленькие зарплаты, плохой доступ к первичной помощи, низкая квалификация терапевтов, качественная разница между городом и деревней. Именно поэтому и введен карантин в 15-миллионном Ухане, поскольку весь Китай бы не справился с дикой нехваткой коек в больницах и очередями к врачам.

Во многом такая ситуация сложилась, потому что рыночные реформы, которые разогнали рост экономики, не прошли даром: в середине 1970-х доступ к бесплатной медицине был у 90% сельских жителей, а к концу 1990-х – только 9%. Таковы плоды либерализации: многие теряли работу, а вместе с ней и страховку, так что болезни часто становились причиной бедности.

Ситуация стала выправляться только в 2000-х, в 2011, к примеру, у 95% жителей Китая уже был какой-то тип страховки, но при этом 250 миллионов китайцев из сельских районов, но работающих в городах, не имели доступа к медицинским услугам, поскольку существовали две отдельные страховые системы для сельских и городских жителей. Это кстати, могло стать одной из причин эпидемии атипичной пневмонии: мигранты из сельской местности не могли вовремя обратиться за помощью, превращаясь в разносчиков инфекции.

И только в 2016 году была создана единая государственная страховка, которая, правда, не покрывает часть важных лекарств и процедур: 36% общих расходов на медицину в Китае – это личные деньги граждан (во Франции, Германии и США этот показатель не превышает 15%).

Более того, страховка покрывает как правило стационарное, но не амбулаторное обслуживание, и врачи госпитализируют часто безо всякой необходимости – в Китае уровень госпитализации один из самых высоких в мире. Правда, все быстрее растет частное медицинское страхование, обеспеченные китайцы предпочитают именно частную медицину.

Но успехи реформы налицо, так, к примеру, ожидаемая продолжительность жизни выросла с 71,4 года в 2000 году до 76,5 в 2017-м. Китай стал тратить больше денег на здравоохранение: 4,55% ВВП в 2008 году, но уже 6,67% в 2018-м.

Однако качество повсюду разное, и зависит от степени развития системы здравоохранения в регионах. В городах оно значительно лучше, а вот 40% населения – остаются без качественной медицинской помощи. К тому же в Китае меньше 2 врачей на тысячу человек ( в Германии - 4,2, в США - 2,6, в России - 4), да и те в основном малоквалифицированные, виной чему низкие зарплаты. А потому область эта славится коррупцией, которая, в свою очередь, ведет к тому, что люди не доверяют врачам. Особенно страдает система первичной медицинской помощи, Китаю не хватает квалифицированных врачей общей практики, способных справиться с распространенными заболеваниями, зато много узких специалистов.

Эпидемия коронавируса продемонстрировала, к чему может привести такой дисбаланс в случае кризиса: люди часами стояли в очереди, чтобы получить медицинскую помощь, а некоторые заболевшие не смогли получить помощь в стационаре из-за нехватки коек в больницах. Кроме того, столь масштабная вспышка вируса могла произойти как раз потому, что первые заболевшие просто не обратились за медицинской помощью вовремя, чтобы избежать многочасовых очередей и непременных подношений врачам.

Проблема усугубляется неравенством в уровне медицинской помощи в разных регионах, а он зависит от экономического развития провинций. К примеру, ожидаемая продолжительность жизни в Цинхае – 71,7 года, в эпицентре эпидемии коронавируса Хубэе – 76,9, зато в Шанхае почти как в Швейцарии – 83,6 года.

Кризис, который стал следствием всех этих проблем, показал также и уникальные мобилизационные возможности страны. К тому же Си Цзиньпин уже подверг критике систему здравоохранения, и заявил, что законодательство в области биобезопасности и борьбы с эпидемиями, а также механизмы кризисного реагирования нуждаются в серьезной доработке. Китайское здравоохранение ждут новые реформы, а вместе с ними – значительные финансовые вливания.

"