Posted 16 августа 2019,, 15:28

Published 16 августа 2019,, 15:28

Modified 7 марта, 15:43

Updated 7 марта, 15:43

Псевдоналог по ошибке: чем плох нынешний НДС

Псевдоналог по ошибке: чем плох нынешний НДС

16 августа 2019, 15:28
Вопреки бытующим ложным представлениям, все налоги в стране, за исключением экспортных, а также страховые платежи предприятий за своих работников, в конечном итоге выплачиваются не изготовителями продукции и её продавцами, а населением.
Сюжет
Бюджет

Моисей Гельман, публицист

Выплачивает оно все эти деньги, когда приобретает продукты питания, потребительские товары и услуги. Дело в том, что промышленная продукция сама по себе никому не нужна, если она не востребуется в производстве потребительских товаров и оказании потребительских услуг. Поэтому в их ценах концентрируются все денежные затраты, включая кредиты, которые востребовались на всех этапах (переделах) товарного производства и сбыта, а также выплачиваемые участниками кооперационных производственных сообществ налоги и полученную ими прибыль.

Таким образом, вопреки расхожему мнению конечным и фактически единственным налогоплательщиком в стране является население. Оно из своих доходов выплачивает в бюджет не только налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13%, но в среднем, как показано ниже, включая скрытый налог с продаж, свыше половины своих доходов. Налоги выплачиваются систематически, однако предприятия не могут эффективно воспользоваться возвращаемыми им деньгами, значительная часть которых постоянно используется в налогообороте.

Казалось бы, все начисляемые налоги должны поступать в консолидированный бюджет. Однако налог, именуемый в Налоговом кодексе как НДС – налог на добавленную стоимость, исключен этим законом из общих правил обязательных налоговых выплат. К тому же, он вопреки названию и общепринятому толкованию, в том числе в нормативных документах Росстата, взимается не с добавленной стоимости продукции (услуг), созданной на данном предприятии, а с выручки (оборота), полученной от ее продажи. Об этом сказано в ст. 146 Налогового кодекса, в чем несложно убедиться, взглянув на любое платежное поручение или кассовый чек. В каждом из этих документов так называемый НДС, прежде по ставке 18%, сейчас по ставке 20%, записано, что взимается он относительно цены продукции, то есть с выручки продавца. Сумма «НДС» выделена отдельной строкой.

Многократное обложение одним налогом одних и тех же составляющих стоимости товаров столь же недопустимо, как провинившегося в чем-то многократно наказывать за один и тот же проступок. «Провинившимся» в налогообложении по ставке псевдоНДС оказывается население страны. При этом оно выплачивает псевдоНДС полностью, однако ежегодно в среднем около 90% начисляемой суммы этого налога в бюджет не поступает. Сказанное наглядно подтверждается простейшими оценочными расчетами его начисления и суммами перевода в казну за последние два календарных года.

В 2017 г. оборот товаров и услуг составил 158 781 млрд. рублей. В этой сумме, включающей также все налоги, содержится и многократно начисленный псевдоНДС. Если бы его начислили только один раз по ставке 18% со всего оборота, то это составило бы, как минимум, 24 220 млрд. рублей. На самом же деле, сумма этого налога, многократно начисляемого по сложной арифметико-геометрической прогрессии на каждом переделе продукции, значительно больше. Ее достоверно может определить только Федеральная налоговая служба с учетом возврата псевдоНДС при поставках продукции на экспорт. Однако и одноразового оценочного начисления достаточно, чтобы показать всю абсурдность существования этого налога и «сизифова труда» по его учету, которым занято около миллиона бухгалтеров в организациях страны и самой Федеральной налоговой службе.

Казалось бы, начисленные 24 220 млрд. рублей, как любой другой налог, должны были быть переведены в федеральный бюджет. Однако, согласно данным Росстата и Федеральной налоговой службы, в бюджет в 2017 г. поступило лишь 3 236 млрд. рублей, то есть 13,3% от минимально возможной оценочной суммы этого налога. Таким образом, реальная ставка «НДС» относительно облагаемой этим налогом действительной его базы – оборота продукции, составившей в 2017 г. 158 781 млрд. рублей, равнялась не законодательно регламентированным 18%, а составила по минимальной оценке лишь 2%. Спрашивается, куда же делись остальные не менее 20 984 млрд. рублей или 86,6% суммы начисленного налога, который в итоге выплатило население страны?

Причина в том, что согласно ст. 171 Налогового кодекса из суммы псевдоНДС, которую предприятия получают сверх цены, реализуя свою продукцию (услуги), вычитается сумма псевдоНДС, которую они сами выплачивают при приобретении у кого-то продукции (ресурсов) для своего производства. Происходит взаимозачет этого налога при товарообмене. Так как при продаже продукции цена ее увеличивается на ставку с оборота, а ценообразование законодательно не ограничено, то изготовитель продукции, максимально возможно увеличив цену за счет увеличения прибыли, получает в виде «НДС» фактически дотацию. При равном по стоимости товарообмене между сторонами равны и суммы псевдоНДС, которыми сопровождается этот обмен, их алгебраическая сумма оказывается равной нулю и поэтому в бюджет ничего не должно попасть. Но если суммарный «НДС», полученный данным предприятием, превысит сумму, выплаченную им другим предприятиям, то разница переводится в бюджет. Делается это в налоговые периоды, обычно ежеквартально. В течение года выплаты псевдоНДС каждым налогоплательщиком в налоговой инспекции периодически уточняются и корректируются. Таким образом, в отличие от других налогов, в бюджет переводится не вся начисленная сумма псевдоНДС, а только небольшая ее часть, не скомпенсированная при взаимозачетах. В 2017 г. как минимум 20 984 млрд. рублей или 86,6% начисленной суммы «НДС» явились фактически дотацией товаропроизводителям и продавцам продукции, которую вынудили выплатить им население страны. О том, как распределяется эта «дотация», известно только налоговой службе.

Аналогичную картину можно было наблюдать и в 2018 году. Оборот предприятий составил тогда 191 840 млрд. рублей, а минимально начисленный псевдоНДС - 29 263 млрд. рублей. Однако в бюджет поступило лишь 3 761 млрд. рублей, то есть 12,8% от начисленной суммы, или почти те же прошлогодние 2% вместо 18% от налогооблагаемой базы – оборота продукции.

Согласно данным Росстата, номинальные доходы населения в 2017 г. составили 55 447 млрд. рублей, из них на оплату товаров и услуг потратили 41 600 млрд. рублей или 75% от доходов. Из этой суммы расходов население в магазинах розничной торговли выплатило конечный «НДС» по ставке 18%, что, если пренебречь небольшим перечнем не облагаемых им продуктов питания, составило 7 488 млрд. рублей. Однако в бюджет, как отмечалось, поступило лишь 3 236 млрд. рублей из начисленной суммы «НДС», составившей, как минимум, 24 220 млрд. рублей. Если из начисленного в розничной торговле псевдоНДС в сумме 7 488 млрд. рублей вычесть поступившие в бюджет 3 236 млрд. этого налога, получим 4 252 млрд. рублей. Часть этих денег продавцы в «рознице» оставили себе в качестве «дотаций» после взаимозачетов псевдоНДС, а остальные были кем-то присвоены по пути в бюджет, видимо, «на благотворительные нужды».

Как видим, взаимозачеты привели за два года к потере для бюджета около 87% начисленного псевдоНДС. Происходит это ежегодно. К тому же, этот налог провоцирует коррупцию (известны многочисленные случаи коррупционных сговоров по его «возврату» за лжеэкспорт продукции) и дополнительный рост ценовой инфляции. Очевидно, применение псевдоНДС подобно сизифову труду делает его бессмысленным и вредным. Как отмечалось, учетом и контролем его выплат в Федеральной налоговой службе и организациях занято, по оценкам, порядка миллиона человек, на что затрачивается немало средств. Если их средняя зарплата составляет, допустим, 50 000 рублей в месяц, то только на оплату исполнителям этой бессмысленной работы тратится ежегодно не менее 600 млрд. рублей, причем какая-то их часть выплачивается из госбюджета, то есть опять же за счет налогоплательщика – населения. С учетом всех затрат эти работы стоят гораздо больше.

Любопытно, что именно такую сумму в 600 млрд. рублей намерено дополнительно получить правительство от увеличения ставки «НДС» с 18 до 20%. Об этом в прошлом году заявил главбух страны и по совместительству главный куратор отечественной экономики Силуанов. На самом же деле, про якобы увеличение дохода бюджета на 600 млрд. рублей - вранье. Оно обусловлено, видимо, лукавством либо безграмотностью авторов соответствующего закона, и некомпетентностью законодателя, принявшего это вранье в Госдуме в качестве закона. Об этом могут свидетельствовать результаты простейших расчетов.

В этом году прогнозируется рост ВВП на 2-3%. Допустим, оборот организаций возрастет на 2%. Если исходить из приведенных выше прошлогодних экономических показателей, то по новой ставке псевдоНДС в 20% от возросшего на 2% оборота товаров и услуг, который в этом году может составить 195 676 млрд. рублей, должно быть начислено «НДС» не менее 39 135 млрд. рублей. Если в 2018 году в бюджет поступило 3 236 млрд. рублей, то с повышением ставки до 20% в бюджет по утверждению правительства в этом году должно поступить на 600 млрд. рублей больше. Это составит 3 836 млрд. рублей или 9,8% от той минимальной суммы налога, которую возможно начислят. Получается меньше, чем в предшествующие годы.

Неизбежное при этом очередное подорожание продуктов питания и потребительских товаров наряду с увеличением налоговой нагрузки на население ведет к дальнейшему снижению его покупательной способности и, тем самым, к сокращению производства и оборота продукции. Это может свести к нулю надежды правительства на пополнение бюджета за счет повышения ставки «НДС». Таким образом, оценочные расчеты наглядно подтверждает высказанные предположения, что авторы законопроекта о повышении «НДС» не утруждали себя размышлениями о результатах внедрения своих новаций.

Взимание псевдоНДС - явное нарушение конституционных имущественных прав действительного налогоплательщика псевдоНДС – населения.

Однако имущество населения - его денежные доходы много лет принудительно отчуждается в виде псевдоНДС не для государственных нужд, причем без последующего возмещения. Как же устранить вымогательство денег, нарушающее конституционные права граждан и интересы государства? Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации, Конституция, как основной закон, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны, при этом принимаемые законы и иные правовые акты не должны противоречить основному закону. Поэтому ст. 171 Налогового кодекса должна быть изменена в соответствии с Конституцией России в интересах государства, его экономики и населения.

Простейший анализ показал, что вместо псевдоНДС, большая часть которого, в среднем по годам почти 90%, не поступает в бюджет, в интересах государства и населения необходимо взимать НДС истинный. Согласно его названию этим налогом должна облагаться именно добавленная стоимость, в которую входит также прибыль. Тогда сбор НДС, исключив его взаимозачеты, можно будет значительно увеличить, в том числе выплатами целиком этого налога в бюджет его налогоплательщиками. При этом снизится налоговая нагрузка на население. Это наглядно подтверждается простейшими расчетами.

А какова доля налоговых выплат в доходах населения? Суммарный доход консолидированного бюджета страны с учетом страховых взносов предприятий в 2017 году составил 32 369 млрд. рублей. Он складывался из налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты в сумме 25 846 млрд. рублей, а также страховых взносов предприятий во внебюджетные государственные фонды - Пенсионный фонд, Федеральный и территориальные фонды медицинского страхования и Фонд социального страхования - суммарно 6 523 млрд. рублей. Таким образом, население страны в 2017 году при приобретении потребительских товаров и услуг выплатило неформальный налог с продаж в сумме 32 369 млрд. рублей, что по отношению к общим доходам населения в размере 55 447 млрд. рублей составило почти 58,4%.

Такова оценочно средняя ставка «подоходного» налога - налога на доход физических лиц (НДФЛ), который выплачивает население страны в бюджет, а не «самые низкие в мире» 13%. При замене налога с оборота истинным НДС по ставке 15% неформальный налог с продаж составил бы в 2017 году почти 26,16 трлн. рублей или 47% от суммарных доходов населения. Снижение налоговой нагрузки на население более чем на 11% привело бы, как отмечалось, к увеличению его реальных доходов и покупательной способности.

Введение прогрессивной шкалы ставок НДФЛ вместо существующей регрессивной, с перераспределением доходов в пользу малоимущих, позволило бы уменьшить существующее опасное для страны неравенство в доходах и налогообложении граждан, увеличить покупательную способность населения и дополнительно увеличить доходы бюджета.

По данным Росстата, в 2017 г. при общем годовом доходе населения в 55 447 млрд. рублей на долю 20% его наиболее обеспеченной части приходилось 47% всех денежных доходов. При этом 10% самых богатых обладали 30,3% всех доходов, а на долю 10% наименее обеспеченной части населения приходилось всего 1,9%, то есть разница превысила 16 раз. Подобное наблюдалось и в 2018 году. Между тем, согласно экспертным оценкам, уже семикратная разница должна служить тревожным предупреждением властям о значительной вероятности проявления серьезных социальных протестов. Поэтому в развитых странах с социально ориентированной экономикой соотношение доходов децимальных групп наименее и наиболее обеспеченного населения не превышает 4-5.

Достигнуть такого соотношения можно тремя способами, используемыми одновременно: повышением минимальной заработной платы до физиологически требуемого уровня, дифференциацией относительных ставок НДФЛ с увеличением их в сторону больших доходов граждан, и частичным перераспределением доходов граждан, полученных за счет дифференциации налоговых ставок, в пользу наименее обеспеченных лиц - пенсионеров и инвалидов.

В 2017 г. согласно данным Росстата налога с доходов всех физических лиц собрали в сумме 3, 252 трлн. рублей. Доход 20% наиболее обеспеченных, самых богатых граждан России составил 26,06 трлн. рублей. С введением только для этой группы наиболее обеспеченных граждан прогрессивно возрастающей шкалы ставок НДФЛ при средней налоговой ставке в 30% (от 20 до 40% в зависимости от дохода) можно было бы увеличить поступление этого налога в консолидированный бюджет до 7,818 трлн. рублей или на 4,556 трлн. рублей.

Устранение двух ошибок в Налоговом кодексе РФ – замена налога с оборота на НДС, а также замена регрессивной шкалы ставок НДФЛ на прогрессивную, позволило бы, к примеру, в 2017 г. увеличить доходы консолидированного бюджета страны суммарно на 10,676 трлн. рублей. При этом неформальный налог с продаж, выплачиваемый населением, составил бы 26,16 трлн. вместо 32,369 трлн. рублей, что позволило бы увеличить покупательский спрос населения, объемы производства и собираемость налогов. Такого порядка доходы поступали бы в бюджет ежегодно, что позволило бы также избежать повышения пенсионного возраста и снизить поборы с населения.

Однако вместо поиска конструктивных решений министры социально-экономического блока правительства состязаются, кто предложит новые способы дополнительного вымогательства денег у населения.

"