Posted 16 января 2020,, 16:09

Published 16 января 2020,, 16:09

Modified 7 марта, 15:05

Updated 7 марта, 15:05

Игорь Николаев: «Перед новым премьером поставили невыполнимые экономические задачи»

Игорь Николаев: «Перед новым премьером поставили невыполнимые экономические задачи»

16 января 2020, 16:09
Фото: RFE/RL
Отставку правительства Дмитрия Медведева и назначение Михаила Мишустина на пост премьера, а также возможные экономические последствия этих решений по просьбе «Новых Известий» оценил Игорь Николаев, доктор экономических наук, профессор, директор Института стратегического анализа.

— Принципиальных изменений я не ожидаю, хотя, конечно, Мишустин не захочет пострадать, как Медведев, от нерешения таких задач как улучшение демографической ситуации, падение реальных доходов населения, стагнация экономики. Что касается демографии и доходов, здесь «попроще». В президентском послании это было обозначено. Деньги есть, пока будут давать деньги, для решения той же демографической задачи, не считая суммы – это хорошо, что будут туда вкачивать большие деньги, но означает, что мы туда направим большие деньги и частично ситуация улучшится.

Но в послании прозвучала ещё одна задачка, на мой взгляд – абсолютно нереалистичная. Было сказано, что в 2021 году темпы роста российской экономики должны превысить общемировые темпы роста. Для решения такой задачи того, что было обозначено – на шесть лет неизменные налоговые условия, быстрейшее принятие закона о защите капиталовложений, траты из Фонда Национального Благосостояния, я думаю, будет недостаточно. Надо было снижать налоги, а не оставлять их неизменными. А то получается так: мы в прошлом году повысили ставку НДС, а теперь предложили её зафиксировать. Естественно, бизнес согласится. Но ведь у нас задача ускорить темпы роста экономики. А для ускорения надо не фиксировать на высоком уровне, а снижать налоги. Это первое и главное, что надо было бы сделать и не будет сделано.

И второе, о чём вообще не говорилось и не говорится: для решения стратегических задач в области экономики надо решать проблему санкционного противостояния. Проблема санкций действительно серьёзная, когда мы говорим о высоких темпах роста экономики. С санкциями можно расти, но эти темпы роста будут примерно такими, какими были у нас в прошлом году: 1% – 1,3%. Это, скорее, стагнация. Жить можно, но разве же это жизнь?

От одного правительства здесь мало что зависит. Здесь политические решения должны приниматься. А складывается впечатление, что все исходят из того, что можно решать амбициозные задачи и быстро развиваться в условиях санкций. Я думаю, что это – иллюзии.

Если взять во внимание налоги и санкции, то решить амбициозные макроэкономические задачи и обеспечить рост экономики выше среднемировых показателей будет невозможно. Частичное улучшение будет. Что касается таких проблем, как демография и снижение доходов населения, чувствуется, что поняли: если до 2024 года ничего не делать, то в 2024 году при нынешнем тренде, будет совсем некрасиво. Полагаю, что с деньгами не будут считаться, будут заливать этот пожар деньгами.

— Возможно ли, что для решения проблем будет включён печатный станок? Сегодня уже некоторые эксперты предрекали падение рубля до 200 за доллар.

— В поисках выхода, такое впечатление, что готовы решиться уже на всё. Но это чревато тем, что разбалансируется стабильность на денежно-кредитном рынке, которая есть и которая достигалась очень непросто и долгими годами. Понятно, почему рождаются такие предложения. Если ставится задачка превысить мировые темпы роста экономики уже не в 2024, а 2021 году. Как это? По итогам 2019 года в России 1,3% рост, а по миру рост ВВП примерно на 3%. И мы за год такой скачок совершим? У нас разрыв в темпах почти в три раза! Может ли до этого дело дойти? Возможно всё, но не в обозримой перспективе, потому что подобный шаг достаточно экзотичен.

"