Posted 12 сентября 2019,, 13:05

Published 12 сентября 2019,, 13:05

Modified 7 марта, 15:54

Updated 7 марта, 15:54

Реванш Украины: «Газпром» теряет деньги и в Европе, и в Китае

Реванш Украины: «Газпром» теряет деньги и в Европе, и в Китае

12 сентября 2019, 13:05
Рентабельность «обходных» газопроводов в европейские страны и газопровода в Китай неуклонно снижается вместе с падением цен на газ.
Сюжет
Цены

Об этом пишет в своем блоге аналитик Анатолий Несмиян:

«На фоне решения суда по газопроводу OPAL и требованию Европейской комиссии о немедленном исполнении Газпромом судебного решения вполне предсказуемо ужесточилась и позиция Нафтогаза Украины.

Суть спора между Газпромом и Нафтогазом вполне понятна: Нафтогаз и европейцы настаивают на заключении нового транзитного договора сроком на 10 лет. Газпром хочет продлить действие нынешнего договора на год. Нафтогаз заявил, что в случае заключения нового договора (на 10 лет) тарифы на транзит останутся прежними, но если Газпром намерен лишь продлевать договор, то он должен будет выплатить компенсацию в размере 11-14 миллиардов долларов. Если же и этого не произойдёт, транзит с 1 января будет прекращён совсем.

Требования жёсткие, но теперь они вполне обоснованы: Газпром из-за решения суда лишается возможности прокачивать примерно 20 миллиардов кубометров газа в Европу от общего контрактного объёма. Это 10 процентов всех поставок. И иначе, чем через Украину, их теперь не доставить потребителю. Это в довесок к тому, что Газпром не успевает перебросить в "Северный поток-2", который очевидно уже не будет пущен к Новому году. Логично, что Киев "дожимает" ситуацию: либо на 10 лет, либо на год, но с компенсацией.

Провал на европейском направлении уже скрывать невозможно. При любом развитии событий оба обходных маршрута "усохли" кратно: два "Северных потока" можно будет использовать лишь наполовину, "Турецкий поток" с трёх транзитных труб в Европу ужался до одной, то есть, втрое. Какова рентабельность обоих "коридоров", остаётся только гадать - изначально её расчёт строился на объёмах прокачки в 110 миллиардов кубометров на севере и 63 миллиарда на юге. Скорее всего, оба проекта теперь будут принципиально неокупаемыми в плане затрат на строительство. Впрочем, хоронить миллиарды в никуда - это вполне привычно для Путина, так что всё в порядке.

На этом фоне он повелел изучить вопрос поставок газа в Китай по новому маршруту - через Монголию. Поставки по "Силе Сибири" должны начаться в декабре, правда, каких-то громогласных победных реляций что-то не слышно. Что, впрочем, тоже понятно: и этот проект трудно назвать коммерческим, так как начинался он при совершенно иных ценах на газ, которые сегодня упали почти вдвое. Хоть какую-то рентабельность этому проекту обеспечивает бюджет, который не получает НДС и НДПИ. Классика жанра - приватизация прибыли возможна только при национализации убытков.

Мало того, что Путин с друзьями окончательно посадили страну на нефтегазовую "иглу", так ещё и сделано это настолько бездарно, что по всем направлениям - сплошные убытки. И это не считая двух войн, которые идут в интересах Газпрома. Их стоимость, вообще-то говоря, тоже нужно включать в цену проектов. Но как включать, если всё предусмотрительно засекречено - от расходов на войну до потерь на ней?

Наш друг Трамп, пусть и так себе политик, но хотя бы бизнесмен. Эти же бездари ни управлять страной, ни торговать не умеют вообще. За что ни берутся - всё разваливается. Весь их дутый авторитет - только в телевизоре.»

P.S.

Между тем, информация о том, что украинская компания «Нафтогаз» хочет получить от российской стороны компенсацию в случае, если «Газпром» будет отстаивать свою позицию о заключении нового транзитного контракта на прежних условиях, подтвердилась. Как сообщает ТАСС, исполнительный директор украинской компании Юрий Витренко отметил, что Россия сможет не выплачивать компенсацию в размере $11–14 млрд в случае сохранения транзита газа через Украину. Он пояснил, что сумма компенсации будет складываться исходя из действующего транзитного контракта с «Газпромом», в рамках которого Киев имеет право требовать пересмотра тарифа на транзит.

"