Posted 12 января 2020,, 10:17

Published 12 января 2020,, 10:17

Modified 7 марта, 15:09

Updated 7 марта, 15:09

Историк Сергей Волков: «В стране правит поголовная неграмотность...»

Историк Сергей Волков: «В стране правит поголовная неграмотность...»

12 января 2020, 10:17
Грамматические и пунктуационные ошибки стали всеобщим явлением не только в блогах, в электронных и печатных СМИ, но и в заявлениях чиновников.

О всеобщем падении грамотности в стране пишут давно. И действительно, редко встретишь в социальных сетях и даже во вполне солидных СМИ грамотно написанные пост или статью. Но проблема ещё страшнее, и дело тут не только в СМИ, коли сама министр просвещения Ольга Васильева проявила вопиющую неграмотность, поддержав "победобесное" предложение школьника из Твери писать слово «ветеран» в словосочетании «Ветеран Великой Отечественной войны» с заглавной буквы... «Все-таки министр образования у нас... Лучше бы она была брошена на сельское хозяйство...» - написал в своем блоге журналист Алексей Венедиктов.

На крайне тревожную тенденцию почти повсеместного снижения уровня грамотности сетует в своем блоге историк Сергей Волков:

«Часто встречаю мнения, что ЖЖ умирает. Мне он тоже нравится гораздо меньше (но не идти же в ФБ, где какая-то сволочь вправе удалить «неправильный» текст и даже наказать отлучением от счастья). Лет 15-20 назад (при необходимой доле разного рода помешанных, «троллей» и т.п.) ЖЖ все-таки был площадкой, где общались хотя бы относительно интеллигентные люди (казалось даже - до половины их было). Но потом в ЖЖ пришёл «народ», и такие люди утонули в море скотов и идиотов (до сих пор дивлюсь масштабам и глубине бреда, льющегося в постах и комментариях). Так что ЖЖ стал мало отличаться от «улицы».

С этим, кстати, связано и распространение поголовной неграмотности: народу стало доступно как печатное, так и электронное слово, и он активно себя в этой сфере утверждает. Можно вполне снисходительно отнестись к тому, что люди забывают закрывать причастный оборот, ставят лишние запятые или делают ошибку в малознакомых словах и т.д., но пишущий, скажем, «плоцкие страсти», не отождествляя таковые со словом «плоть», вызывает уже несколько более сложные чувства.

Совершенно не обязательно помнить определения и свойства местоимений, частиц и предлогов, но не сознавать, что то или иное написание меняет смысл… Сейчас вот, например, не видят разницы между «то же» и «тоже» («так же» и «также»), в употреблении «не» и «ни» (а равно слитным/раздельным их написанием в разных случаях) и т.д. Это стало чуть не всеобщим явлением не только в блогах, но в электронных и даже печатных СМИ (кажется, до книг еще не дошло). Видимо, люди мало читают «нормальных» текстов, а в основном – тексты себе подобных и пребывают в убеждении, что они всё пишут правильно.

Есть мнение, что грамотность – «личное дело человека». Пожалуй, что так… Но ведь основы грамотности – не Бог весть какая премудрость, и если человек ухитряется не освоить нормы правописания на родном языке хотя бы «на четверку», возникает обоснованное сомнение в его способности усвоить надлежащим образом более сложные вещи. Когда у «военного эксперта» читаешь что-нибудь типа «Трамп нанес удар, что бы (чел. имел в виду «с целью») показать…», уровень «экспертизы» как-то заранее себе представляешь. В начале 90-х мне довелось быть проректором одного художественного вуза. По результатам вступительного сочинения завкафедрой языка и литературы мне и говорит: «Ну что, за ошибки снижать не будем?». Посмотрев сочинения (на два листа А4 в среднем по 15 ошибок), я по неопытности содрогнулся и настоял, что лучше снизить проходной балл, чем ставить 4-5 за такие тексты. Наверное, напрасно.

Как известно, «творцом языка является народ», и верность идеалам демократии обязывает нас подчиниться народной воле, вполне выражаемой как в практике народного правописания, так и в народном же словоупотреблении...»

"