Posted 9 августа 2019,, 09:07

Published 9 августа 2019,, 09:07

Modified 7 марта, 15:49

Updated 7 марта, 15:49

Назад, в 2008 -й: мировую экономику накрывает "идеальный шторм"

Назад, в 2008 -й: мировую экономику накрывает "идеальный шторм"

9 августа 2019, 09:07
В силу многих причин, эксперты пока не знают, как можно будет бороться с предстоящей катастрофой

Очередное предупреждение о том, что все плохо, сделал в своем блоге аналитик Андрей Нальгин:

«Идеальный шторм» надвигается на Россию. Не тот, о котором накануне вечером предупредило МЧС, прервав трансляции всех федеральных телеканалов, а намного более серьёзный. Так, во всяком случае, говорят эксперты, уже не стесняющиеся называть вещи своими именами.

И это ещё не самая плохая новость.

Поскольку более худшая заключается в том, что… никто пока не знает, как с предстоящим катаклизмом бороться.

Речь о шторме в глобальной экономике, конечно же. В канун 11-летия начала острой фазы самого серьёзного после Второй мировой войны глобального экономического кризиса снова звучат тревожные предупреждения, а финансовые рынки вновь лихорадит. И хотя биржевые сводки не являются самым надёжным барометром, они порой верно указывают направление ветра.

Напугавшая рыночных игроков беспощадная торговая война между США и Китаем, новый виток которой вспыхнул в августе, вполне может стать той самой соломинкой, которая сломает саму основу нынешнего экономического расширения. Тем более, что проблемы наблюдаются синхронно.

Шансы на то, что Соединенные Штаты войдут в рецессию к следующему году, заметно возросли по мере ослабления производства и растущей неопределённости в мировой торговле. В Германии, крупнейшей экономике ЕС, уровень безработицы растёт, а промышленное производство замедляется. В Японии слабый выпуск в реальном секторе и сокращение экспорта усиливают уязвимость национального хозяйства к малейшим конъюнктурным перепадам. А Китай помимо потерь на экономическом фронте из-за новых американских пошлин сталкивается с лавиной долговых проблем. Он уже использовал проверенный способ борьбы с ними, девальвировав юань, но получил лишь новые обвинения в манипуляциях и новые порции угроз.

В общем, несмотря на сезон отпусков, настроения у финансистов по всему миру совсем не благостные.

А самым главным источником тревоги выступает понимание того, что повторись сейчас сценарий глобального кризиса 2008 года, возможности мировых центробанков по его купированию практически нулевые. Тогда центральные банки снизили процентные ставки, скупили облигации, расширили правительственную поддержку финансовым продуктам, одолжили деньги банкам и в некоторых случаях координировали свои действия с государственными органами, чтобы убедиться, что их пакеты спасения работают. Это был беспрецедентный период экспериментов, который спас мировую экономику, двигавшуюся к долгому и глубокому спаду. Рецессия тогда продлилась лишь несколько месяцев.

Теперь всё не так. Процентные ставки остаются ниже нуля в Японии и Европе.

Они низкие по историческим меркам в Соединённых Штатах, и это оставляет меньше возможностей для их снижения в условиях нового спада деловой активности. Наконец, большинство центральных банков по-прежнему держат на своих балансах огромные корзины облигаций и других ценных бумаг, которые они скупали несколько лет назад, чтобы поддержать свои экономики. То есть, сильных антикризисных инструментов у них практически нет.

Не лучше и с центральными правительствами. Хотя бюджетные стимулы могли бы послужить купированию предстоящего кризиса, большинство развитых стран живут в условиях хронических и нарастающих дефицитов бюджета. Высокий государственный долг и низкие процентные ставки во многих странах серьёзно ограничивают политическую возможность для стимулирования национальных экономик. Например, дефицит американского бюджета может превысить 1 триллион долларов в этом году, и некоторые законодатели уже ищут способы сократить, а не увеличить федеральные расходы.

Теоретически, Россия с её бюджетным профицитом и финансовым резервом (ЗВР + ФНБ) могла бы чувствовать себя спокойнее многих западных стран. Но её высокая зависимость от экспорта сырья, цены на которое традиционно падают в кризисные периоды, успокаиваться не позволяет. Скорее напротив, учитывая печальный опыт 2008 года. Да и на помощь государства могут рассчитывать далеко не все.

"