Posted 19 декабря 2023,, 14:20

Published 19 декабря 2023,, 14:20

Modified 19 декабря 2023,, 17:47

Updated 19 декабря 2023,, 17:47

Вопрос дня: снизятся ли цены на такси, если мигранты массово сядут за баранку?

Вопрос дня: снизятся ли цены на такси, если мигранты массово сядут за баранку?

19 декабря 2023, 14:20
Фото: autonews.ru
Общественный совет по развитию такси предложил Совфеду разрешить мигрантам работать в такси. Это может помочь сократить дефицит кадров в отрасли. Поможет ли это снизить стоимость поездок и как скажется на безопасности движения?
Сюжет
Такси

Ирина Мишина

В России заговорили о послаблениях для водителей такси. На сей раз в Совет Федераций обратился Общественный Совет по развитию такси. Там предлагают разрешить садиться за руль водителям с иностранными правами. Это якобы снизит стоимость поездок.

«Мы предлагаем разрешить временный допуск мигрантов за руль такси под жестким контролем, для которого сейчас есть все технические возможности в виде технологии „Страховая телематика“ (специальный прибор для фиксации параметров вождения — прим. Ред)., — пояснила председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова. По ее словам, предложение было направлено первому зампреду комитета Совфеда по экономической политике Алексею Синицыну.

Работать могут все. Условие — российские права.

Сейчас в такси могут работать водители с правами, полученными в России, а также водители из Киргизии, Белоруссии и других стран, где русский язык является государственным. Граждане прочих государств должны для работы получать водительское удостоверение российского образца.

Дефицит таксистов в Общественном совете по развитию такси объяснили тем, что многие профессионалы вернулись на заводы в свете государственного запроса на импортозамещение и увеличения гособоронзаказа. Кроме того, водители, особенно с грузовыми категориями, востребованы и в Вооруженных силах — многие были призваны по мобилизации в прошлом году, некоторые подписали контракт как добровольцы.

О каком именно дефиците идет речь? Сейчас, по оценкам главы Союза самозанятых России Игоря Жмакина, в России может не хватать до 2,5 млн таксистов. А вот по данным аналитического центра при Правительстве РФ, речь идет о 72 тысячах водителей. Крупнейший российский агрегатор приводит почти такие же цифры: 80 тысяч новых водителей необходимо, чтобы сгладить пики дефицита.

«Я не вижу никаких препятствий, мигранты и сейчас могут работать в такси, но при условии, что получат российское водительское удостоверение. Суть предложения Зариповой в том, чтобы разрешать водить без российских прав и без знания русского языка. Но это не правильно. На мой взгляд, отток мигрантов из такси связан в основном с тем, что после снижения курса рубля мигрантам в России стало работать просто не выгодно: ведь многие из них посылали семьям помощь в долларах. В Ташкенте таксист может легко заработать в месяц 800 евро — так же, как в Москве, но тут ему надо еще оплачивать жилье, еду. Работать стало попросту невыгодно, это главное», — считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.

Работать курьером выгоднее?

Представители таксопарков, с которыми удалось переговорить «НИ», сходятся в том, что дефицит водителей связан не только с оттоком мигрантов, но и с теми сложностями, которые создал для водителей Закон о такси. Это, в частности, получение полисов ОСАГО.

«Цену на такси формирует не только количество водителей. Это и стоимость автомобиля, и недоступность полиса ОСАГО. Он стоит официально 26 тысяч рублей, но по факту мы получаем совершенно другую информацию о стоимости, она намного выше. Входит туда и страхование ответственности. Мы говорим о мигрантах, при этом забывая о „своих“. У нас и самозанятых россиян-перевозчиков в такси критически мало, всего несколько сотен, а должны быть тысячи. Я считаю, что надо для своих граждан в первую очередь создавать условия. Таксист должен знать язык и город, быть психологически устойчивым, права должны быть получены легально, что в случае с мигрантами бывает не всегда», — заявил «Новым Известиям» зам.председателя Общественного Совета при Минтрансе Илья Зотов.

Представители таксомоторной отрасли сегодня часто рассказывают о массовом оттоке мигрантов из такси в курьеры. Причины: мигранты не хотят проходить ежедневные медосмотры, возиться с реестрами, отвечать за состояние автомобиля. «Курьерские» деньги — быстрые, и там человек отвечает только за себя.

«Сколько было таких случаев, когда после аварии с человеческими жертвами мигрант бросал машину и скрывался с места происшествия, ехал в аэропорт, садился на самолет и улетал за границу. Или еще типичный случай: один мигрант работает, а его сменщик спит в багажнике. Подсчитано: чтобы таксист мог заработать приличные деньги, он должен работать 12 часов в день. Сейчас агрегаторы разрешили работать по 14. В результате водители выходят не выспавшиеся. Те, у кого маленький опыт, кто не работал в больших городах, быстро ломаются», — заявил «НИ» руководитель Исполнительного комитета Межрегионального транспортного союза Тарас Шевченко.

Признать такси общественным транспортом, а таксистов — аккредитовывать?

У государства сегодня нет определенной позиции, нужны ли мигранты в такси. В начале октября в Госдуму был внесен законопроект, которым предлагается ограничить до 5% допустимую долю иностранных работников во всех видах экономической деятельности, а в «наиболее чувствительных социальных сферах» установить полный запрет на привлечение мигрантов.

К подобным сферам авторы инициативы относят те, «в которых неквалифицированный труд иностранных работников может нанести больше вреда, чем пользы», говорилось в пояснительной записке к документу. Власти нескольких российских регионов запретили иностранным гражданам работать таксистами еще в 2021 году. В частности, такой запрет действует в Челябинской области.

«К тому же для таксиста важна психологическая устойчивость, чтобы выдерживать в день по 20-25 пассажиров. Наш профсоюз однозначно за то, чтобы не допускать мигрантов без опыта в такси. Но агрегатору все равно, он даже не видит водителя, просто его удостоверение, и все. А ведь этот человек работает с людьми! Я считаю, что надо признать такси общественным транспортом, а профессию таксиста — требующей аккредитации, а не сажать за руль всех желающих», — считает руководитель Исполнительного комитета Межрегионального транспортного союза Тарас Шевченко.

Цены накручивает агрегатор

Что касается цен на такси, их скачок стал кратным. «Яндекс» недавно выпустил получасовой ролик, в котором рассказывает о том, как формируется цена на поездку. Суть в том, что тариф, который состоит из стоимости подачи машины, минимальной стоимости поездки, протяжённости маршрута и времени в пути, умножается на коэффициент из-за повышенного спроса. «Яндекс» уверяет, что делает все для поддержания баланса спроса и предложения. Но ссылки на повышенный спрос из-за плохих погодных условий уже не работают: что в снег, что в оттепель в мегаполисах цена на такси стабильно высокая.

«Количество водителей влияет скорее на скорость подачи машины. А вот в стоимость поездки закладываются многие факторы, в числе которых стоимость автомобиля и возросшая стоимость ОСАГО», — считает зампред ОС при Минтрансе Илья Зотов.

«Цены на такси формирует не владелец автомобиля и не таксист, а агрегатор. Наценка агрегатора за поездку — от 20 до 40%. При этом агрегатор — это просто приложение в гаджете. Он не имеет отношения ни к заправке автомобиля, ни к его состоянию. Так что заоблачные цены на такси — это в первую очередь жадность агрегатора, и количество мигрантов за баранкой тут абсолютно ни при чем», — считает руководитель исполкома Межрегионального транспортного профсоюза Тарас Шевченко.

Так что если даже количество мигрантов за рулем многократно увеличится, не факт, что цены на такси снизятся. А вот вопросов к безопасности перевозок может появиться куда больше.

"